Внутренняя гармония пролегает где-то между страхом и его преодолением. Эта борьба с самим собой рождает эмоциональный опыт, создающий личность человека, его уникальность. В этом уверена хореограф-постановщик Мария Яшникова, которая презентует в Иркутске необычный пластический спектакль, посвященный внутренним переживаниям людей. Она поделилась с корреспондентом «АиФ Иркутск», почему только три эмоции воспитывают личность и что мешает иркутским артистам танцевать.
Разум и движение
Страх – неотъемлемая часть жизни Марии, причём самая важная. «Большинство поступков, за которые я горда, совершены в моменты панического страха, когда я понимала – я сейчас либо умру, либо возьму себя в руки и все преодолею», – делится иркутянка. Именно это чувство два года назад вынудило её отправиться в Москву на обучение.
«В какой-то момент я поняла, что моя жизнь завязана только на одном месте – Иркутске. У меня определенный круг общения, устоявшийся уклад жизни, один и тот же энергетический фон, за который я не могу выйти. Если всё это забрать, то я растеряюсь. Это очень страшно. Поэтому я решила вырваться из обыденности и поехала в столицу», – рассказала Мария.
Два года она жила на два города – в Москве училась, а в Иркутске выступала в пластическом театре Владимира Лопаева «PROдвижение» и преподавала танцы в одной из частных школ. Пока в сентябре 2017 года не поступило необычное предложение, которое она вначале даже не восприняла всерьез, – поучаствовать в конкурсе столичного фестиваля Context. Diana Vishneva.
«Я подала заявку только потому что в это время планировала находиться в Москве, и получила приглашение на мастер-классы программы Mind and Movement (Разум и Движение), которые проводят преподаватели студии Уэйна МакГрегора из Англии», – рассказывает режиссер. Из сотни человек, подавших заявки со всей России, выбрали только 26, в том числе иркутянку Марию Яшникову.
Уже на первом занятии она поняла, что вытянула «счастливый билет» – рядом с ней на сцене стояли танцоры с многолетним опытом и множеством наград, которые соперничали за возможность получить грант на постановку собственного спектакля. «Мне стало понятно, что надо очень стараться – прямо здесь и сейчас выжимать из себя всё, что можешь. Там были даже обладатели «Золотой маски» (престижная театральная премия. – Ред.)», – сказала Мария.
Три чувства, определяющие жизнь
Завершив обучение, танцоры разъехались по разным регионам России, но прежде получили от преподавателей задание – придумать собственный пластический спектакль.
Мария Яшникова потратила на эту работу несколько месяцев – создавала идею, ставила хореографию, подбирала костюмы и свет. В итоге описание на английском, фото и видео будущего спектакля отправились в Великобританию к преподавателям, которые должны были выбрать лучшие работы. Эмоциональный спектакль иркутянки пришёлся по вкусу зарубежным профессионалам – девушку пригласили представлять свою работу в Санкт-Петербург.
В центре постановки «Создающее личность» тема бесконечного противостояния чувств. Страх, сила и радость – три чувства, на которые опирается в жизни каждый человек. Сначала – страх выйти за собственные рамки, затем – первые шаги, пробуждающие силу и уверенность, а в заключение – радость преодоления себя. «Но этот процесс не конечен – эти три чувства человек будет переживать постоянно. Ты дойдёшь до максимальной точки радости, и всё пойдёт на спад, пока снова не столкнёшься со страхом», – поясняет режиссер.
Мария признается, в какой-то момент первоначальная идея показалась незавершённой, поэтому тему страхов она раскрыла более детально, показав страх перед собой, страх любви и страх общества. «Изначально кажется, что это три разных истории, но к середине постановки они сливаются в одну. Тогда мы понимаем, кто главный герой, с какими трудностями он сталкивается и как ищет силы для борьбы», – поясняет Мария.
Мечта о пластическом театре
Первый раз в Иркутске спектакль «Создающее личность» показали летом 2017 года – среди зрителей были только друзья и коллеги Марии Яшниковой. На этот раз она решила представить свою дебютную работу более широкому кругу зрителей – в Международный женский день, 8 марта, спектакль покажут в галерее Виктора Броштейна. Это будет уже второй показ, что будет со спектаклем дальше, Мария не загадывает, однако признается – она переросла свою постановку, теперь ей хочется поставить что-то совершенно другое, чтобы через танец поразмышлять на более серьёзные темы, которые пугают и даже отталкивают людей.
Уезжать в столицу девушка тоже не спешит – видит не мало перспектив в Иркутске. Например, она хотела бы создать частно-государственный пластический театр, где иркутские танцоры могли бы не только выражать себя творчески, но и достойно зарабатывать на жизнь, чтобы не отвлекаться на какие-то другие заработки, а посвящать время профессиональному росту.
Ещё девушка хочет показать иркутянам многообразие танцевальных талантов, поэтому планирует привезти в город артистов из Москвы и Санкт-Петербурга. Благо, такие связи у неё теперь есть – остались после фестиваля Context.