Чем же обернётся для отечественной и региональной экономики очередной шаг навстречу глобализации? Давать чёткие оценки экономисты пока не решаются – дьявол, как известно, кроется в деталях. Тем не менее, иркутские эксперты, хоть и в первом приближении, но всё же рассказали «АиФ в ВС» о возможных последствиях этого знакового вступления.
Счастье экспортёров
Вхождение в ВТО даёт нашей стране гарантированный доступ к различным экспортным рынкам, но в то же время распахивает и наш для других участников организации. Мнения специалистов на сей счёт сильно разнятся, а в некоторых случаях они диаметрально противоположны. Однако все единодушны в одном: конкуренция российских и иностранных товаров у нас серьёзно усилится.
- Наиболее чувствительными, уязвимыми являются в первую очередь производители аграрно-промышленного комплекса, машиностроения, химико-фармацевтической, лёгкой и металлургической промышленности, - считает начальник отдела внешнеэкономической и коммерческой деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Александр Борзин. – Если говорить о конкурентоспособности предприятий Сибири и Дальнего Востока и, в частности Иркутской области, то даже по сравнению с «коллегами», расположенными в Европейской части России и на Урале, она ниже. Это обусловлено географическим положением и климатическими особенностями: высокая стоимость основных фондов, значительные энергозатраты и транспортные расходы, которые в совокупности и формируют высокую себестоимость выпускаемой продукции.
Вообще, чтобы оценить последствия «ВТОизации» для Приангарья, считает зав. кафедрой банковского дела и ценных бумаг БГУЭП, профессор, д.э.н. Сергей Курганский, достаточно посмотреть на структуру экспорта и импорта нашего региона, который, кстати, по итогам 2011 года лидировал в СФО по уровню внешнего товарооборота – почти 4,5 млрд долларов. Однако его львиную долю – 3,8 млрд – составила отправка за пределы области алюминия и лесоматериалов.
Проще говоря, вывозят отсюда много, а импортируют – по минимуму: продукцию химической отрасли, механические устройства, электрические машины и оборудование. По мнению Александра Борзина, тем, кто выпускает данные товары, придётся несладко, ведь начнётся настоящая борьба за выживание. А вот производителям того, что мы активно продаём (помимо алюминия, это минеральное топливо, нефть и продукты её перегонки, древесина и изделия из неё, целлюлоза), скорее всего, удастся «выплыть» в новых условиях, ведь речь идёт о крупных компаниях, которые уже успели адаптироваться на внешнем рынке.
- Экпортёрам, безусловно, вступление в ВТО выгодно, поскольку облегчается доступ на рынки развитых стран, где до сих пор наши компании подвергаются дискриминации, - говорит Сергей Курганский. – Своих же предприятий, которые могли бы пострадать от импорта, у нас практически не осталось. Единственный бренд, соответствующий мировым стандартам, который приходит на ум, – истребитель Су-30МКИ компании «Иркут». А вот что мы можем предложить европейскому рынку, кроме нефти, газа и леса, да ещё красот Байкала, я затрудняюсь ответить. Рядовые же потребители от снижения таможенных пошлин на импортные товары и услуги (в том числе на продукты питания), а значит и цен, только выиграют.
Впрочем, по оценкам Всемирного банка, членство во Всемирной торговой организации благотворно скажется также на развитии химической и угольной промышленности, телекоммуникаций, транспорта и грузоперевозок, торговли и финансового сектора.
- Есть мнения, что высокая конкуренция в сфере услуг приведёт нас, наконец, к сервису мирового уровня, - отметила декан факультета бизнеса и менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, к.э.н. Мария Потапкина. – Лично я рассматриваю вступление в ВТО, прежде всего, как серьёзный мотивирующий фактор для дальнейшего развития нашей страны, выход на международные рынки и осваивание новейших технологий.
Когда конкуренция дышит в затылок
Между тем есть у обсуждаемого присоединения и немало противников, которые ссылаются на плачевные перспективы для сельского хозяйства.
- Есть опасения, что местные крупные производители, благодаря которым регион постепенно начал обеспечивать себя куриным мясом, свининой и другими продуктами, грубо говоря, загнутся, - полагает доцент кафедры «Финансы и кредит» НИ ИрГТУ, к.э.н. Сергей Синицкий. – Поскольку низкие пошлины на ввозимую сельхозпродукцию (а России предстоит их уменьшить с 13,2 до 10,8%) приведут к лавинообразному вбросу на отечественный рынок той же дешёвой европейской курятины, как в своё время нас «атаковали» «ножки Буша». Это сделает наше сельхозпроизводство неконкурентоспособным, особенно с учётом сибирского климата. Уже сейчас выгоднее завозить картофель из Китая или Израиля, чем выращивать здесь.
- Если же иностранным фирмам ещё больше облегчат такой ввоз, то иркутским аграриям будет тяжело, - согласна с коллегой Мария Потапкина. – Например, производство одного яйца в других странах на порядок дешевле, чем у нас. Связано это с разными причинами: бизнес-среда, в которой развиваются зарубежные компании, гораздо стабильнее, используются современные инструменты повышения эффективности производства, накоплен огромный опыт работы, отлажена инфраструктура, в том числе транспортная цепочка доставки продукции и сырья. Нам пока в этих направлениях похвастаться нечем, к сожалению. Например, Иркутская область находится в пяти тысячах километров от Москвы, но зато гораздо ближе к Азии. Сможем ли мы конкурировать с продукцией азиатского рынка?
Однако, по информации министерства сельского хозяйства Приангарья, в подготовленной на федеральном уровне госпрограмме развития АПК до 2020 года, учтены все необходимые меры по поддержке отрасли в условиях присоединения к ВТО. Они коснутся и инфраструктуры, и социального развития села, и непосредственно сельхозпроизводства. К примеру, предусмотрено продление льготы по налогу на прибыль и периода освобождения от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов и семени, а также планируется сохранить размер субсидий на уровне 100% от ставки рефинансирования по инвесткредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного и мясного скотоводства.
Не предвещает крах сельского хозяйства и декан Сибирско-Американского факультета ИГУ, к.э.н. Надежда Грошева:
- Сельхозтовары во всём мире, по крайней мере, в той же Европе, убыточны, их серьёзно дотирует государство. Значит, данная продукция к нам не пойдёт – зачем правительствам поддерживать производителей, которые вывозят продукцию?
Между тем эксперты почти единогласно причислили к аутсайдерам лёгкую промышленность, которая итак в Приангарье (как и в стране в целом) не процветает. И хотя говорят о том, что к нам придёт масса европейских вещей и продуктов, пока непонятно, будут ли это действительно качественные товары или потоком хлынет ширпотреб, который иностранцам даром не нужен – российский голодный рынок всё проглотит. Впрочем, по убеждению ряда экономистов, у нашей области достаточно сил и средств, чтобы самостоятельно выправить экономическую ситуацию. Конечно, при условии сведения к минимуму, а в идеале искоренения, коррупционной составляющей.
Резюмируя, можно сказать одно: только практика покажет, чем обернётся для страны статус участника ВТО. Хочется верить, что негативного эффекта, немедленного или отложенного действия, удастся избежать, ведь готовились же к вступлению по мере сил, да и вводить ограничения, защищая собственные рынки, никто нам не запрещает.
Бизнесу советуют «включить мозги»
Выстоят ли в сложившейся ситуации частные предприниматели? По мнению Александра Борзина, среднему и малому бизнесу нужно будет постоянно улавливать «ветер» и маневрировать в океане рынка. Достойно продолжить своё дело смогут лишь те, кто умеет грамотно управлять факторами внешней и внутренней среды, а также активно внедряет различные системы менеджмента.
Больше плюсов, чем минусов для своих коллег видит руководитель общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов:
- Главное – мы должны будем понять, что конкурентная среда – это не абстрактная вещь, о которой говорят в теории, а реальность. Хочешь быть конкурентоспособным, значит, включай мозги, пересматривай отношение к работе, предлагай потребителям по доступным ценам товары и услуги более высокого качества, пытайся изменить внешние факторы, препятствующие твоему развитию. Конечно, царствовать лёжа на боку гораздо проще, и так поступают многие: выпустил табуретку с занозами – у тебя её купили, значит, не надо ни совершенствовать продукт, ни заботиться о комфорте покупателей. Когда же по сходной цене придёт замечательная табуретка, покрытая лаком, придётся уже суетиться. В целом, произойдёт системный сдвиг, за которым последует один из двух сценариев: либо вся экономика станет конкурентоспособной, либо развалится, а мы окончательно превратимся в сырьевой придаток. А вообще хорошо, что мы согласились играть по правилам мировой экономики, большинство участников которой объективно сильнее нас. Это как для слабого гонщика: тренироваться надо начинать с профессиональными, успешными спортсменами, тогда будешь в отличной форме и быстрее покажешь выдающиеся результаты.
Справка:
ВТО – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-участников. В течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от года до семи лет.
В частности, Россия взяла на себя обязательства по уменьшению средней ставки импортных пошлин до 7,8% с нынешних 10% на всю продукцию, в том числе на сельскохозяйственную – до 10,8% с 13,2%, на промышленные товары – до 7,3% с 9,5%. Экспортные пошлины будут ограничены по более чем 700 товарным позициям (это коснётся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов). Кроме того, с момента вступления России в ВТО алкогольная, фармацевтическая продукция и продукция с криптографической технологией будут ввозиться без лицензии на импорт.