В столице Приангарья цена проезда в общественном транспорте не поднималась с 2008 года. Стоимость иркутских маршруток - 12 рублей - одна из самых низких в России. Конечно, это только на руку горожанам, но совсем не в радость перевозчикам, ведь за семь лет подорожало многое, и такая цена уже не окупает всех расходов.
На последнем издыхании?
Пакет документов для официального обоснования повышения тарифа на проезд частникам с грехом пополам собрать удалось, теперь же всё зависит от региональной службы по тарифам. Из достоверных источников нам удалось узнать, что решение будет вынесено уже 6 марта, а ещё через 15 дней в Иркутске плата за проезд должна повыситься предварительно на 3-6 рублей.
В самой же службе по тарифам ничего конкретного не говорят. По словам заместителя руководителя Алексея Солопова, решение будет вынесено действительно в марте, но в каких числах и в какую сторону - пока неизвестно. Сейчас специалисты проверяют обоснованность подорожания проезда.
15 или 20?
- Проезд подорожает - стопроцентно, иначе начнётся бунт, - утверждает председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов. - Водители сейчас ездят на «последнем издыхании», доходов не хватает, тем более в свете последних событий. Реально-экономические подсчёты показывают, что проезд уже должен стоить 18 рублей как минимум. Но как посчитают наши власти - уже другой вопрос. За семь лет хлеб подорожал уже в три раза, а цены на проезд остались на том же уровне, и это конечно неправильно. Все видят, какие драндулеты возят пассажиров: того и гляди - развалятся на ходу, и все понимают, что это очень небезопасно. Поэтому увеличение цены проезда напрямую связано с улучшением качества общественного транспорта.
Другого мнения придерживается руководитель одного из коммерческих пассажирских автопредприятий Андрей Забанов По его словам, в первую очередь нужно навести порядок в городе и избавиться от нелегалов, которые ездят на утилизированных автобусах, скупленных за бесценок на чёрных рынках.
К примеру, хороший добротный автобус стоит более двух млн, а утиль на колёсах спокойно можно приобрести за 100-200 тыс. руб. Такие груды металлолома поступают к нам из Новосибирска и Красноярска, где старые автобусы давно уже под запретом.
- Цена не всегда играет главную роль, - говорит Забанов. - Но тем не менее, для того, чтобы водители в Иркутске нормально начали зарабатывать, цена на проезд должна варьироваться от 18 до 20 рублей.
Ахрор Шамшидинов за рулём микроавтобуса уже много лет. И если раньше все расходы как-то закрывались, то сначала этого года Ахрор работает себе в убыток.
- Цены резко подскочили в 2-3 раза, - сетует водитель, - Если я в прошлом году масло менял за три с половиной тысячи, то в этом году - уже за семь.. Я плачу кредит за новый «Дукат», из-за того что он всё время в работе, нужно чаще менять запчасти, опять же никто не отменял налоги, кроме того я - единственный кормилец своей большой семьи. Уже начали расти мои долги, не хватает на оплату других расходов, мы начали экономить на всём необходимом. Думаю, цена в 15-16 рублей для нас будет достаточной и для горожан не так накладно.
Кстати
В Ангарске проезд стоит 17 руб, в Усть-Куте - 20, в Улан- Удэ - 17 рублей, в Чите: троллейбусы - 16, маршрутки - 19 рублей, в Хабаровске 24-30 руб. (маршрутки).