Напуганные периодическими пожарами, люди организовывают круглосуточные дежурства у своих домов и заранее готовят вещи, которые хотелось бы спасти от огня.
Последний пожар произошёл ночью 27 февраля на улице Седова. По словам начальника отдела Государственного пожарного надзора Иркутска Владимира Гордиёнка, все поджоги, как правило, происходят в вечернее время и за считанные минуты огонь охватывает здание. Очаг возгорания всегда находится на входе в дом. Почерк один и тот же - куча бумаг, газет закладывается под лестничную клетку деревянного дома и поджигается. Всё это привело пожарных к мысли, что в городе орудует пироман, которому сразу приписали и поджоги в предместье Рабочее. Там за один вечер местные жители успели вовремя предотвратить три пожара. Очевидцы утверждают, что видели предполагаемого преступника - злоумышленник якобы пытался облить стены в подъезде горючей смесью. Тогда его удалось спугнуть.
Нашли крайнего
Охота на пиромана длилась недолго. 1 марта иркутские оперативники назвали подозреваемого в серии поджогов. Им оказался 14-летний ученик коррекционной школы. Костя (так зовут несовершеннолетнего поджигателя) и его мать не так давно прибыли в Иркутск из Братска. Некоторое время они проживали на улице 3-го Июля, где сами оказались в числе погорельцев. После этого семья переехала в Куйбышевский район. По информации ГУВД по Иркутской области, мальчик сознался в поджоге домов по улицам Слюдянская и Баррикад. Причастность подростка к пожарам в 130-м квартале пока не установлена.
Жители злополучного квартала в виновность ученика коррекционной школы верят с трудом. «Нашли крайнего - ведь по закону несовершеннолетнему подростку всё равно ничего не будет», - считает Любовь Петришина. Её дом по улице 3 Июля, 4, горел 30 января. Не спасло даже противопожарное дежурство: как только начались массовые пожары, Петришины установили за своим домом видеонаблюдение и круглосуточно следили за обстановкой на улице на экране монитора.
Более того, в августе к их соседям пришёл незнакомый мужчина и сказал: «Вас хотят спалить, не спрашивайте, кто». Развернулся и ушёл. С этого времени семья живёт в страхе остаться без крыши над головой и всего имущества.
Людям деваться некуда
- Мы живём в этом доме с 1976 года, с 1973-го стоим в очереди на улучшение жилищных условий. А нам показывают комбинацию из трёх пальцев, - еле сдерживая слёзы, говорит Любовь Георгиевна. - За 37 лет у нас 129-я очередь! Вот, судимся с администрацией города уже 9 месяцев.
Дело в том, что семье Петришиных из восьми человек изначально предлагали переехать в однокомнатную квартиру площадью 40 кв. м. В процессе судов однокомнатную квартиру заменили на 2-комнатную площадью 57 кв. м, где лишь 28 - жилые. «Я же не могу в коридоре или на кухне поставить кровать. Кинули нам «кость» и ждут, будто мы сразу ринемся переселяться», - говорит женщина. По её мнению, поджоги связаны с тем, что многие жители квартала упираются и не желают переезжать в маленькие квартиры-клетки. «Несогласный» дом сжигают, людей переселяют в общежитие для погорельцев, где они спят рядами на полу. Людям просто деваться некуда, их ставят перед выбором: либо въехать в выданную квартиру, либо остаться на улице.
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент уверен, что поджоги жилых домов в историческом квартале 130 носят систематический и целенаправленный характер: «Заявления отдельных должностных лиц о том, что это дело рук некоего психически больного человека, не могут рассматриваться как серьёзные и ответственные, без предъявления общественности веских аргументов.
Предпосылками уничтожения малоэтажной жилой застройки в центральной части города являются, с одной стороны - коммерческая привлекательность «расчищаемых» таким образом строительных площадок, а с другой - решения и действия городских властей, позволяющие заинтересованным коммерческим структурам впоследствии их «осваивать». Не исключено, что поджоги жилых домов являются следствием коррупционной деятельности.
Комментарий:
Председатель Комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Харитонов:
- Я не знаю, с чем связаны эти поджоги, но мотивации со стороны властей нет. Эти дома так и так будут расселены в ближайшее время. Если речь идёт о чётной стороне улицы 3 Июля, то практически со всеми жителями достигнута договорённость, и они постепенно переезжают в новые квартиры. Какой-то коммерческой выгоды здесь не вижу. Либо это случайное стечение обстоятельств, либо провокация. Ни областной, ни городской властям абсолютно невыгодна данная ситуация, потому что дома мы в любом случае будем расселять.