Алкоголизм среди молодежи стал очень частым явлением. Если пройтись вечером по улице, почти невозможно не встретить веселую молодую компанию, проводящую время за бутылкой пива. Часто такие компании состоят из подростков. А пиво – это самый популярный напиток у юношей и девушек.
Власти вводят комендантский час, не разрешают продавать крепкий алкоголь ночью, существует запрет на продажу спиртного несовершеннолетним. Только вот почему-то пьяных компаний на улицах не уменьшается. Эта проблема стоит очень остро и волнует многих.
На вопросы посетителей сайта irk.aif.ru ответил внештатный советник губернатора Иркутской области по вопросам наркомании и ВИЧ Павел Викторович Циколин.
Андрей П.: Здравствуйте, Павел Викторович. Недавно запретили продавать крепкий алкоголь в супермаркетах после 10 вечера. Как вы думаете, эта мера хоть как-то может повлиять на ситуацию, ведь молодежь (да и не только) может напиться пивом и надебоширить. Почему запрещают именно крепкий алкоголь?
П.Ц.: Здравствуйте Андрей. Я считаю, что такая мера только усугубит потребление пива. Вряд ли этот подход сможет что-то изменить в алкоголизме в молодёжной среде, ведь проблема не в том, что пьют, а почему. Только тогда когда наши чиновники начнут вдумываться в принимаемые решения, обязательно с упором на вопрос «почему молодёжь пьёт», только тогда что-то начнёт меняться. На вопрос почему запрещают продажу крепкого алкоголя, повторюсь, от нежелания думать над корнем проблемы. Используют полумеры, которые не решают проблему, а лишь усугубляют её. Это называется «удобный враг». Раз – и нет алкоголя на витрине, можно рапортовать, что проблему решили, а то, что в этот момент молодёжь ищет другие пути изменения сознания тем же пивом, мы, как бы, не замечаем.
Ирина В.: Имеются ли данные о попавших в медицинские учреждения молодых людях, получивших отравление суррогатным, недоброкачественным алкоголем?
П.Ц.: Только в Иркутске на 1 сентября зарегистрировано 64 человека в возрасте до 30 лет, которые поступили с диагнозом «отравление алкогольными суррогатами». Отравление традиционно происходит суррогатами, этиловым или метиловым спиртом. Количество смертей от алкогольного отравления немного сокращается, отмечают специалисты. За пять месяцев 2010 года умерли 124 человека. В январе–мае 2009-го их было на 10 больше, 2008-го – на 26, 2007-го – на 70. Пять лет назад «смерть от алкогольного отравления» патологоанатомы установили сразу 448 жителям Иркутской области.
Ирина В.: И еще один вопрос: кого-нибудь у нас вообще наказывают за продажу алкоголя несовершеннолетним?
П.Ц.: За такие нарушения в административном кодексе был предусмотрен штраф. Буквально на днях «Единая Россия» подготовила проект поправок в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают наказание за продажу пива несовершеннолетним.
Продавцов предлагается штрафовать на 50 тысяч рублей (в 2,5 раза больше, чем сейчас) или приговаривать к шести месяцам исправительных работ за продажу пива подросткам. За продажу любого другого алкоголя штраф составляет 80 тысяч рублей (сейчас - 30 тысяч), срок исправительных работ - год. Юридические лица в соответствии с тем же законопроектом могут быть оштрафованы на 100 тысяч рублей; деятельность торговой точки может быть приостановлена на 90 суток.
Ирина, я надеюсь, что такие поправки как-то повлияют на ситуацию с продажей алкоголя несовершеннолетним, которая присутствует не только у нас в Иркутской области. Но здесь важен человеческий фактор, чтобы изменить мир, нужно начать с самого себя. Продавцам самим важно помнить: у нас нет, чьих-то детей! Продавая алкоголь подростку, ты можешь быть уверен, что та же ситуация произойдет и с твоим ребенком. При таком попустительстве взрослых дети покупают не только алкоголь и сигареты, но и рецептурные препараты в аптеках, соответственно без рецепта врача.
Алена: Здравствуйте. Как вы считаете, алкоголизм среди молодежи вообще можно искоренить? Как с этим явлением борются в Иркутской области?
П.Ц.: Здравствуйте Алена. Бороться нужно не с алкоголизмом, а с системой формирования человеческих ценностей, которая порождает алкогольную зависимость. Ведь решение выпить подросток принимает осознанно, тот опыт, который он получает благодаря ТВ, которое говорит ему о том, что это вполне нормально, круто, модно. Рекламные ролики пива используют все манипулятивные техники действия на подсознание смотрящего, так что в итоге он 100% уверен в правильности принимаемого решения. И разубедить его с помощью одного буклета и листовки просто невозможно. Поэтому вся «борьба» и не только в Иркутской области, но и в России в целом носит декларативный характер. Для того чтобы работа имела успех, необходимо обратить внимание на систему ценностей, которые мы сегодня формируем у молодёжи. Как говориться: Что посеешь, то и пожнёшь!