Кстати | |
---|---|
После Олимпийских игр в Ванкувере экс-губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев пообещал к сочинской Олимпиаде изготовить на иркутском авиазаводе болид для Александра Зубкова. Увы, видимо, дальше обещания дело не пошло. |
Иркутск, 15 февраля – АиФ-ВС. Сможем ли мы стать на них первыми? Не по числу миллионов, затраченных на организацию, а по мастерству, красоте, силе, воле к победе? Чтобы ответить на этот вопрос, пора уже сейчас взвесить тот капитал, с которым мы подходим к решающему рубежу.
Иркутская область на этих играх, вероятно, будет представлена лишь саночниками. Исторически на протяжении многих лет олимпийцы представляли наш регион в двух видах спорта - санном и конькобежном. Сильных лыжников, биатлонистов, фигуристов, достойных бороться за медали на самой главной спортивной арене, у нас так и не появилось. А с повсеместным развитием в других российских городах крытых катков стали терять «конькобежные позиции» Иркутск и Ангарск. Единственная перспективная спортсменка в этом виде спорта может «выстрелить» лишь к следующим «белым» играм 2018 года. Поэтому все акценты в преддверии сочинской Олимпиады сместятся для нас в сторону «северной столицы» области - Братска. Где накануне и побывал корреспондент «АиФ в ВС».
Трудный путь к медалям
Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ |
…В коридоре Братской спортшколы олимпийского резерва - целая «галерея славы». Наверное, ни одна санная школа России не может похвастать таким количеством олимпийцев. Восемь «белых» игр подряд проходили с участием братских саночников и бобслеистов. Здесь выросли Александр Зубков, Альберт Демченко, Виктор Кнейб, которых знает весь мир. Все они планируют выступить и на грядущей Олимпиаде.
Возлагают надежды и на более молодых воспитанников школы - Александру Родионову и Евгения Воскресенского. Для Александры, показавшей в Ванкувере лучший результат в истории российского женского санного спорта (6-е место) Олимпиада-2014 будет уже третьей. А Евгения, если всё сложится удачно, ждёт дебют.
Директор школы «Олимп» Жанна Лукашёва рассказывает, что естественных бобслейных трасс в России всего четыре - в Братске, Красноярске, под Кемерово и недалеко от Перми. И именно братская трасса, построенная в 1971 году за рекордные три (!) месяца, долгое время была основной тренировочной базой для сборной страны.
Сейчас акцент сместился: стратегическими стали искусственные трассы в подмосковном Парамоново и Сочи. Тем не менее национальная сборная страны по-прежнему пополняется главным образом за счёт сибиряков. Причём по сравнению с ближайшими соседями - Красноярском и Кемерово - братские саночники находятся в более выигрышном положении, объясняет Жанна Николаевна. Жёлоб для спуска в здесь выполнен не из дерева, как у красноярцев и кемеровчан, а из бетона.
Энтузиасты и Кулибины
Чувствуется, что школе уделяется внимание: финишные домики обшиты сайдингом, в кабинетах просторно. Директор показывает новые костюмы, перчатки, специальные ботинки для спортсменов, недавно закупленные на деньги областного министерства спорта. Но даже эту не обделённую вниманием властей и спонсоров школу коснулась основная проблема спорта в глубинке: всё здесь держится на энтузиастах и Кулибиных.
Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ
Жанна Лукашёва объясняет, что одна из самых её больших проблем - кадры. С трудом удаётся привлечь в детский спорт молодых тренеров, особенно мужчин. Сама директор, ныне действующий тренер, стала готовить саночников… с 17 лет, в начале восьмидесятых.
- Это проблема всей страны, в большинстве российских спортшкол сегодня всё держится только на старшем поколении, - уверена она. - Начинающим тренерам первые три года мы стараемся платить подъёмные. Но сегодня в стране такая система оплаты их труда, что достойно получать можно только тогда, когда твои воспитанники начнут добиваться успехов и занимать призовые места. Но как, пока этого не произойдёт, кормить семью на семь тысяч? А ведь именно от тренера зависит, будет ли спорт популярен среди детей, потому что они приходят заниматься, только если он им нравится, если у них горят глаза. А если человек думает о том, как дотянуть до зарплаты, - результата не будет.
Догоняем на «Запорожце»
Вторая, не менее важная, составляющая часть успеха наряду с мастерством - сани, настоящий гоночный болид. На западе изготовлением этих спортивных снарядов занимаются те же фирмы, что выпускают автомобили для «Формулы 1». В братской школе, 40 лет готовящей олимпийцев, сани - вершина инженерной мысли - делаются в обычном гараже, переоборудованном под мастерскую.
Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ |
Тренер и по совместительству инженер-механик школы Александр Стоянов - из тех людей, которых на Западе принято недоумённо называть «русским чудом». Несколько лет он работал с национальной и молодёжной сборными страны по санному спорту. Александр Владимирович объясняет, что самые простые сани, на которых начинают тренироваться спортсмены, можно закупить в Латвии. Но если речь идёт о высоких результатах, собирать спортивные снаряды приходится буквально «с нуля».
- За лето и осень у меня получается изготовить одни сани, максимум - двое, но с большой сложностью, - объясняет специалист, который сам вырезает деревянные каркасы, покрывает их стеклопластиком, затачивает полозья, занимается параллельно текущим ремонтом…. При этом никогда до конца неясно, поедут ли они: иногда даже две одинаковых пары ведут себя совершенно по-разному. А все технологии изготовления у тех же немцев и австрийцев - тайна за семью печатями.
- Чтобы вам стало понятнее, представьте: немцы едут на «Мерседесе, мы следом - на «Запорожце». И догнать мы их не сможем, даже если сядем на «Жигули». У них спорт на потрясающем уровне, - разводит руками братский Кулибин.
И тем не менее - они догоняют! Бобслеист из Братска Александр Зубков недавно снова стал лучшим на этапе Кубка мира, а саночник Евгений Воскресенский вошёл в список лучших спортсменов страны в своём виде спорта. Русский «Запорожец» не отстаёт. Только бы «бензина» хватило на Сочи.
Комментарии
Витольд Сивохов, лучший спортивный врач Приангарья:
- При современных технологиях спорта длинная сибирская зима уже не является залогом того, что в том или ином регионе будет много спортсменов-зимников. Взять те же беговые лыжи - сегодня это один из самых дорогих видов спорта, а у нас в области так и не появилось современных трасс (был проект строительства биатлонного комплекса в Братске, но на его воплощение не хватило средств. - Ред.). Этот вид спорта развит там, где теплее, чем у нас, большинство соревнований проводится в более мягких условиях.
Ещё один важный и больной вопрос для нашей области - почему так и не появилось «зимних» спортсменов-параолимпийцев. Опыт показывает, что у нас немало талантливых людей с ограниченными физическими возможностями, но при этом способных встать на лыжи или на коньки. На мой взгляд, здесь проблема даже не столько в деньгах, сколько в человеческих ресурсах. В своё время с летними спортсменами у нас занимался талантливый тренер Владимир Протасов - он находил способных людей, мотивировал их. В зимних видах спорта, увы, так и не появилось своего Протасова…
Сергей Слоев, заслуженный тренер России по конькобежному спорту, подготовивший участниц четырёх олимпиад:
- С повсеместным появлением крытых катков Сибирь и Дальний Восток, когда-то готовившие спортсменов-олимпийцев, оказались отброшены назад. Искусственный лёд даёт совершенно другие скорости, независимость от погоды, возможность тренировок круглый год… Чтобы жить в Иркутске и заниматься конькобежным спортом, нужно иметь немалые средства на постоянные выезды, скажем, в Челябинск или Коломну, где есть крытые ледовые дворцы. Хотя, появись у нас такой стадион, он мог бы стать «пунктом подготовки» конькобежцев для всей Сибири и Дальнего Востока (ледовый дворец в Академгородке для тренировок конькобежцев не подходит. - Ред.). Мы же за последние годы растеряли почти всех талантливых спортсменов: одни повесили коньки на гвоздь от безденежья, другие уехали на запад.