ERP – всего лишь инструмент
На этом фоне выигрышно стал выглядеть ИТ-консалтинг, и в частности, внедрение ERP-систем на промышленных предприятиях. Мощные информационные системы, разработанные специально под каждую из отраслей, стали находить немало сторонников в рядах топ-менеджмента крупных предприятий. Несмотря на высокие стоимости (от 0,5 до 5 млн долларов с учетом внедрения), проекты по внедрению таких систем стартовали один за другим. Оказалось, что при грамотном подходе к внедрению, системы подтягивают отечественного производителя на среднемировой уровень, и даже позволяют достичь определенных экономических эффектов, пусть и отложенных ввиду долгой окупаемости.
Однако, успешных внедрений ERP-систем оказалось мало, стоимость – слишком высокой, чтобы рисковать без уверенности в будущем успехе, и предприятия вынуждены были задуматься над альтернативными консалтинговыми услугами, которые, в первую очередь, влияют на экономические показатели. И тогда популярность стал набирать операционный консалтинг, который, как выяснилось, наиболее эффективен в странах постсоветского пространства, ввиду того, что он рассчитан на активную работу со всем персоналом, а не только с топ-менеджментом.
Если на каждой операции экономить 1 минуту, то на 1000 операций экономим 2 дня.
В чем суть операционного консалтинга? Основная идея заложена в само название: операционный консалтинг - это консалтинг на уровне простейших операций. Часто (а в условиях работы российских предприятий – всегда) именно в том, как осуществляются эти простейшие операции, кроется большой потенциал для повышения производительности и рентабельности всего предприятия в целом. Специалисты в сфере операционного консалтинга, обязательно учитывают специфику технологической цепочки конкретного предприятия. Но основная сфера их интересов – координация, налаживание оптимального взаимодействия между участниками производственного процесса, ликвидация простоев и необоснованных потерь, логистика, склады, транспорт, продажи, мотивация персонала. Большим преимуществом для руководства предприятий является тот факт, что консультанты могут ставить простые и понятные цели верхнего уровня: повысить рентабельность предприятия на 10%; повысить производительность предприятия на 20% (на тех же мощностях без существенных инвестиций); снизить логистические затраты на 10%; снизить уровень запасов на 25%; оптимизировать систему снабжения с учетом новых условий тендерной системы и т.д.
«В начале было слово…», но потом обязательно внедрение
И в случае с операционным консалтингом, уже нет риска, что пачки новеньких, специально разработанных регламентов, подобно стратегиям когда-то, лягут мертвым грузом в нижний ящик стола. Специалисты по операционному консалтингу добьются того, что эти регламенты начнут реально работать. Достигают они это тем, что в течение нескольких месяцев, а в случае сложных проектов и лет, работают бок о бок с персоналом предприятия, ежедневно рассказывая и показывая, как нужно работать по-новому и отслеживая все новые и новые возможности для повышения эффективности. Как показывает практика, эффекты от такого подхода дают о себе знать уже в течение первых месяцев, а итоговые результаты в десятки раз превосходят вложения в операционный консалтинг.
Хорошо зарекомендовал себя этот вид консалтинга и в паре с внедрением ERP-систем: мощная подготовительная работа операционщиков по налаживанию бизнес-процессов позволяет закрепить в будущей информационной системе лучшую практику, что позволяет избежать многих рисков, гарантированно получить эффекты и сократить срок возврата инвестиций. Кроме того, команда операционщиков успешно справляется с ролью независимого эксперта при внедрении ERP, которой так недостает участникам при классическом подходе.
Консультант консультанту - рознь?
К сожалению, в данный момент в России не так много компаний, которые специализируются на этом виде консалтинга. Постепенно их число растет, но квалифицированных специалистов по-прежнему не так много, а время на приобретение необходимой квалификации требуется достаточно продолжительное.
«На фоне роста интереса к нашему виду услуг, мы столкнулись с необходимостью оберегать имидж операционного консалтинга от негатива, который привносят недобросовестные компании и «псевдоконсультанты», периодически появляющиеся на рынке, - говорит Александр Портнов, основатель «А ДАН ДЗО», одной из крупнейших компаний России, специализирующихся на операционном консалтинге. – Около пятнадцати лет назад, когда мы только начинали, несмотря на невысокий интерес к нашим услугам, мы понимали, что через некоторое время рынок созреет и операционный консалтинг станет одним из лидирующих в производственном сегменте. И это естественно – ведь его эффекты реальны, а стоимость не сопоставима с финансовой отдачей от результата. Это – ключ к росту не только отдельных предприятий, это рост ВВП России в целом. Нельзя допустить, чтобы из-за каких-то недобросовестных компаний этот инструмент выпал из арсенала промышленников. Поэтому, мы с коллегами начали создание сети сертифицированных партнеров. «А ДАН ДЗО» стала основателем отечественной системы контроля качества консалтинговых услуг и гарантом достижения заявленных показателей. Компании, которые готовы работать на условиях высокой ответственности, становятся нашими сертифицированными партнерами. Предприятия, при работе с сертифицированными консультантами, могут быть уверены в том, что достигнут своих целей. Уже многие компании используют результаты новой системы консалтинга для роста эффективности производственных операций: «Норникель», «Казахмыс», «КАМАЗ», «ММК», «ТНК-ВР», «Полюс Золото», «Алроса», «Щекиноазот» и многие другие».
В основе – экономическое обоснование и окупаемость
Еще одним преимуществом операционного консалтинга является то, что возможные эффекты от него можно оценить еще на стадии экспресс-обследования, которое проводится в максимально оперативные сроки. Во время него специалисты проводят на предприятии многочисленные интервью с персоналом различного уровня, анализируют статистику, находят основные резервы для роста, разрабатывают концепцию и предоставляют руководству расчет ожидаемых эффектов. И уже в этот момент, имея на руках все «за» и «против», руководящий орган принимает окончательное решение. Во время него специалисты проводят на предприятии многочисленные интервью с персоналом различного уровня, анализируют статистику, находят основные резервы для роста, разрабатывают концепцию, и предоставляют руководству расчет ожидаемых эффектов. И уже в этот момент, имея на руках все «за» и «против», руководящий орган принимает окончательное решение.
Факторы успеха консалтинга
Не нужно думать, что консультанты придут и все сделают сами («иначе, зачем им платить?»). Суровая правда в том, что консультанты ни в коем случае не подменяют менеджмент и специалистов. Надо помнить, что консультанты приходят на время и из них надо выжать максимум полезного, чтобы потом работать без них. Консультанты – катализаторы изменений, гарант минимизации рисков при интенсивном росте или выходе из кризиса. Их задача – определить оптимальный путь решения задач и поменять мышление руководителей и рядовых сотрудников для работы на новом уровне эффективности. И это уже не мало. Но для реализации решений операционного консалтинга важным фактором успеха является постоянная поддержка действий консультантов со стороны руководства, причем поддержка не только в административной плоскости (издание необходимых приказов, премирование персонала и т.п.), но и с точки зрения выделения рабочего времени. Квалифицированный управленец должен понимать, что доведение любой задачи до успешного завершения будет требовать от него постоянного участия, пусть и минимального по времени. Только когда усилия всех – и руководства, и консультантов, и рядового персонала объединяются, это позволяет достичь существенных результатов.
Вероятно, в ближайшие несколько лет нас ждет также переход на новые условия сотрудничества в сфере бизнес-консалтинга, в которых ответственность за результат выйдет на первый план. Тенденция сначала затронет мелкие и средние компании, а затем распространится и на крупные. В целом, предприятия от этого выиграют, т.к. снизятся риски встречи с «псевдоконсультантами» и вырастут получаемые эффекты. Выжить в меняющемся мире консалтинга смогут только те компании, которые действительно уверенны в качестве оказываемых услуг и готовы будут брать на себя риски, гарантируя результат.
А среди производственных предприятий в лидеры выйдут те, кто раньше других научится привлекать сторонние компетенции, получать новые импульсы в развитии и извлекать из этого выгоду.