Собственные производители - профессиональные и талантливые - в России, конечно, есть. Есть они и в Иркутской области. Но вот далеко не все они обладают возможностью выпускать продукцию в таких объёмах, чтобы можно было говорить о том, что страна способна обеспечить себя продуктами питания на 100%. К тому же, недостаточно товар только произвести, его ещё нужно доставить потребителю. А с этим у многих производителей Приангарья возникают трудности, из-за которых и приходится забыть об идее увеличения производственных мощностей.
Пробили дорогу
Конечно, у гигантов регионального масштаба таких проблем нет, они легче пробиваются в супермаркеты своей территории и развивают собственные розничные сети. Поэтому их продукция нашла своё законное место на полках торговых точек Приангарья.
Валенитна Заморина |
- Я думаю, что сегодня уже никто не может сказать, что, например, молочная продукция сельхозтоваропроизводителей Приангарья не присутствует в наших магазинах, - говорит руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина. - Действительно, когда-то сложно было купить в супермаркетах местные молочные продукты, но всё изменилось. Такая же проблема была с мясной продукцией, и её удалось решить. Если производители предлагают продукцию по той цене, по которой её сможет приобрести потребитель, то и сети её берут на реализацию.
По словам руководителя антимонопольного ведомства, в Иркутское УФАС не поступало ни одной жалобы, в которой бы местные производители указывали, что их не «пускают» в торговые сети. Все разговоры о том, что в супермаркеты нашим не попасть, остаются на уровне слов, утверждает Валентина Заморина.
Игорьь Матвиенко |
По словам заместителя генерального директора по сбыту СХАОА «Белореченское» Игоря Матвиенко, проблема пробиться в супермаркеты была актуальна для крупных производителей региона года три назад. С тех пор ситуация изменилась. Стороны друг друга услышали и поняли выгоду сотрудничества. Трудности сейчас заключаются не в сбыте, а в том, чтобы в непростых экономических условиях удержать цены на свою продукцию, которая и так дороже, чем аналогичная завезённая из других регионов.
Не хватает своего
Роман Селезнев |
Как говорит генеральный директор Торговой Сети «Слата» Роман Селезнев, в линейке продукции местных сельхозтоваропроизводителей есть безусловные лидеры, которым покупатели Иркутской области верны уже много лет и не изменят с продуктами, выпущенными в других регионах. Например, на протяжении долгого времени в топе продаж держится майонез «Янта», который жителям региона по вкусу больше, нежели «приезжие» соусы. А поскольку этот продукт пользуется большим спросом, то и представлен он в торговых точках региона весьма широко.
Молоко наши сограждане тоже предпочитают от местных бурёнок, подтверждает Роман Селезнёв, такое, чтобы только-только из-под коровы, со сроком годности не более пяти-семи дней. Привозному в тетрапаках не очень доверяют - если хранится больше недели, значит, не настоящее.
Как рассказал генеральный директор «Слаты», трендом последнего времени стал выпуск торговыми сетями молочной продукции под своей маркой. Изготавливается она из местного сырья на местных же производствах.
- Это эволюционный ход, - говорит Роман Селезнёв. - Таким образом мы, во-первых, сокращаем расстояние между производителем и потребителем, во-вторых, гарантируем производителям загрузку мощностей, тем самым они снижают риски.
То есть торговые сети обеспечивают стабильными заказами мелких товаропроизводителей, которым гораздо сложнее, чем крупным предприятиям попасть на рынок, поскольку у них нет возможностей сертифицировать свою продукцию, да и объёмы её выпуска недостаточны, чтобы удовлетворить торговые сети и широкие массы потребителей. Например, в дефиците у нас овощи и картофель, которыми Приангарье ещё пока само себя полностью не обеспечивает. Они представлены в супермаркетах местных торговых сетей, но объёмов их поставок недостаточно для удовлетворения спроса.
- Между тем основная наша задача - отвечать на запросы наших покупателей и самим при этом не быть в убытке, потому что это всё-таки бизнес. Но в любом случае объём продаж наших крупных сетей по сравнению с остальным рынком совокупно меньше, поэтому рынок диктует цену, а значит, говорить, чем торговать выгодно, а чем нет, некорректно, - отмечает Роман Селезнёв. - Ситуация постоянно меняется: сегодня, может быть, и местным выгодно торговать, а завтра привозным. И от политики местных властей во многом зависит то, насколько конкурентной удаётся производителям региона делать свою продукцию.
Стандарт много значит
Александр Концевич |
- В иркутских супермаркетах из продуктов питания местного производства наибольшим спросом пользуются товары с короткими сроками годности, такие как хлеб, молоко, яйцо, охлажденная продукция, - говорит директор торговой сети «Удача» Александр Концевич. - И это логично, потому что наши жители любят продовольственные товары посвежее, понатуральнее. Но, например, такие продукты, как йогурты, на рынке Приангарья преобладают производства мировых брендов, изготовленные за пределами Иркутской области.
Между тем руководитель торговой сети «Удача» отмечает, что на местном рынке ритейлерам сложно найти производителей, которые бы предлагали продукты питания, отвечающие стандартам не только самой сети, но и законодательству РФ. И он согласен с мнением, что далеко не все производители Приангарья готовы поставлять в сети свою продукцию в объёмах, способных полностью удовлетворить покупательский спрос, чтобы отпала необходимость завозить аналогичные товары из других территорий или даже из-за рубежа.
- У нас в регионе нет того объёма, например, картофеля, и цена на него порой как на египетский, который мытый, красиво упакованный и притягивает взгляд покупателя, - говорит Александр Концевич.
Комментарий
Покупатель боится цены
Виталий Шадрин |
Виталий Шадрин, директор ЗАО «Большееланское»:
- На нашу продукцию оптовики накидывают 20%, розничная торговля еще 40%, а то и больше, в результате до покупателя она доходит с наценкой 60%. Если мы продаём молоко оптовику по 35-37 рублей за литр, то до покупателя оно доходит по 51-52 рубля. И что мы можем сделать? Опустить цены - это не решение проблемы, тогда работать станет невыгодно. Собственных точек сбыта у нас нет, поэтому состязаться с местными производителями-гигантами не можем. Торгуем через оптовиков, а без них мы погибнем.
Наше отличие в высоком качестве продукции, поэтому и цена на неё высокая. Но у нас невостребованного молока остаётся тонна на следующий день, масла - 9 тонн. А производим 19 тонн ежедневно, из них часть идёт телятам, часть на сметану, сливки, кефир, а в торговлю уходит примерно 12 тонн в день. Но оптовики у нас много не берут. Молочный рынок, что бы ни говорили, переполнен. Ассортимент разнообразный, как и цены, которые зависят от того, из какого сырья произведено молоко - из свежего натурального, или из порошка.
Мнение
Владимир Скорняков, владелец крестьянско-фермерского хозяйства:
Владимир Скорняков |
- Ежегодно наше КФХ производит 700-1000 тонн картофеля и столько же овощей. В основном работаем с перекупщиками, продаём свою продукцию оптовикам.
Вся проблема в цене. Стоит её выше поставить, рынок реагирует мгновенно, и сразу начинаются поставки из других регионов. Из этого можно сделать вывод, что даже если область и сама ничего у себя не будет производить, наш рынок заполнит привозная продукция.
Наш регион - зона рискованного земледелия, урожай созревает позже, нежели, например, в Краснодаре. Безусловно, всё это отражается на цене продукта. А если в том же Краснодаре производители ещё и субсидии получают хорошие, то с ними и вовсе конкурировать сложно. У них себестоимость продукции ниже. Если там поставщики берут картофель по 12 рублей за килограмм, здесь его продают по 25-30 рублей. А мы свою картошку по 24 рубля оптовикам продаём, а в рознице она становится в два раза дороже.
Другая серьезная проблема - кадры. Работать некому, люди обленились. Сейчас нормального тракториста так просто не найти. Надо заставить людей трудиться, и тогда мы сможем накормить себя и других.