- Обычно скептиками бывают те, кто ничего не делает, - уверен мэр Иркутска Виктор Кондрашов. - Как только человек приобщается к какому-то делу, он понимает, для чего нужны его старания. У людей должны быть определённые психологические этапы в жизни – «маяки», к которым нужно двигаться.
По словам мэра, в уходящем году в жизни Иркутска было больше успехов, чем «провалов»: администрации удалось выстроить свою работу более системно – говоря проще, город «перестал тратиться по мелочам». В результате получил лучшее за последние несколько лет исполнение бюджета, десяток значимых социальных объектов, стал седьмым городом в России среди самых комфортных мест для ведения бизнеса, уже по традиции увеличилась рождаемость.
«Потратим деньги на детей»
"АиФ - Иркутск": Виктор Иванович, вы сказали, у людей должны быть этапы – маяки, к которым они могут стремиться. Если перенести эту логику на весь город, к каким «маякам» Иркутск двигался в уходящем году?
Если говорить об образовании, то не могу не упомянуть о программе строительства детских садов. В этом году мы открыли 4 новых садика почти на 1 тысячу мест, хотя пиком строительства, несомненно, станет следующий год, когда мы будем одновременно возводить 14 дошкольных учреждений. Причём 5 из них уже в 2014 году планируем сдать. Я по-прежнему заявляю: давайте все деньги потратим на детей.
- В последний месяц критика, направленная в адрес иркутской администрации, звучала в основном по поводу приобретения в муниципальную собственность кинотеатра «Марат», ночного клуба «Панорама» и стадиона «Локомотив». Зачем городу понадобились эти объекты?
- Этот вопрос обсуждали весь год, и я считаю, нужно обратиться к одной вещи, которую многие, критикуя нас, не замечали: прочитайте майские указы президента. Один из них гласит: необходимо довести обеспеченность детей дополнительным образованием до 80%. Сейчас этот показатель в Иркутске гораздо ниже. Так, В Октябрьском и Правобережном районах, к примеру, не больше 10%.
Поэтому, в приобретении этих трёх объектов есть два аспекта: социальный и экономический. Тот же «Марат» больше не будет кинотеатром. В своё время собственник его полностью реконструировал и готовил под торговый центр, но мы поступим иначе. Туда переедет школа искусств, которая сейчас, кстати, занимает детский садик. Это такая многоходовка: мы вложим дополнительно 10-15 миллионов и получим одновременно и полностью укомплектованный детский сад, и специальное здание для школы искусств.
С «Локомотивом» и «Панорамой» то же самое. Если мы будем искать земельный участок, проектировать, строить, в итоге выйдем на ту же цену, но потеряем лет пять. Да и с экономической точки зрения покупать объекты часто выгоднее, чем заново строить их, поэтому мы искали по городу разные сооружения, которые можно было бы доделать, реконструировать и использовать в целях образования.
Плохие мичуринцы
- Построили садики, возвели роддом, купили объекты для допобразования, увеличили рождаемость, грамотно распределили бюджет. Можно подумать, что год прошёл для города безоблачно. Или «тучи» над Иркутском всё же были?
- Наверное, в этом году мы показали себя как не самые лучшие мичуринцы - вместо того, чтобы провести необходимую обрезку деревьев в сентябре, нам пришлось делать её в ноябре и даже в декабре. И то, потому что повезло с тёплой погодой: успели второй раз «отыграть» конкурс.
К тому же не смогли как следует проконтролировать контракт по обработке яблонь от моли, которая стала просто хитом года. Сейчас жители о ней забыли, но администрация уже готовится к следующему сезону. Мы опять поменяли технологию обработки деревьев, но, думаю, эту проблему нужно всё-таки рассматривать на государственном уровне. При нынешнем законодательстве мы не можем, например, опрыскать химикатами деревья в частном секторе. Каждый «частник» должен делать это сам, но убедить его в этом очень сложно. А моль не разбирается в том, муниципальное дерево ест или нет.
Плюс мы по-прежнему наступаем на одни и те же грабли по установке детских площадок. В этом году все запланированные объекты поставить так и не удалось, поэтому перед комитетом ЖКХ я обозначил жёсткую задачу, чтобы все контракты на 2014 год были разыграны не позже марта.
- Одной из главных в Иркутске остаётся проблема общественного транспорта. И если раньше иркутяне жаловались на его недоступность, то теперь всё чаще они недовольны его ужасным состоянием. Долго ли ещё по городу будет ездить «общественная рухлядь»?
- С этой проблемой «бьёмся» третий год точно. Сейчас муниципальный транспорт занимает только 10% от всего общественного, но перевозит при этом ежедневно половину иркутян.
Выгнать всех нерадивых перевозчиков с улиц разом нам не позволяет законодательство. Однако в этом году каждый месяц с маршрутов уходило по 20- 30 единиц частных автобусов. Причина в том, что с 1 января 2013 года в силу вступили дополнительные требования – страхование пассажиров и обязательное наличие системы ГЛОНАСС. Понятно, что «неблагоустроенный» транспорт таким показателям соответствовать не может. Взамен автобусам, которые уходят с маршрутов, мы приобретаем новый городской транспорт.
Раскрою маленький секрет: одна из компаний провела исследование, в котором есть график «удовлетворённость населения в Иркутске». И по его результатам, больше всего иркутяне довольны, смеяться будете – общественным транспортом, точнее – его доступностью.
«Развязать» развязку
- С темой транспорта тесно связана тема дорог. Всё громче в городе звучит вопрос реконструкции Маратовской развязки. Когда эта проблема всё-таки «развяжется»?
Но для решения всех транспортных проблем города строительства одной Маратовской развязки мало, она служит лишь одним из «узелков». Такой же участок у нас есть на улице Сергеева на Синюшиной горе, где образуется вечная «пробка» из-за большого количества автомобилей, в которых каждый день на работу в Иркутск приезжают 15- 18 тысяч жителей Шелехова.
В конечном итоге, все эти машины «растекаются» по Иркутску, поэтому мы видим необходимость пересмотреть транспортную схему во всём городе. Например, сделать движение машин в центре односторонним, создав там 4 транспортных кольца. Это позволит увеличить пропускную способность центральных улиц Иркутска сразу на 30%.
- В следующем году Иркутск встречает событие всемирного значения – Чемпионат мира по бенди. Готов ли город к его проведению? Многие иркутяне относятся к мероприятию с недоверием, говорят – те же дороги и общественный транспорт не «потянут» большой поток туристов.
- Во время проведения таких мероприятий обязательно создаются определённые неудобства, и мы всегда оцениваем, насколько эти неудобства «тянут» на то, чтобы ничего не делать. Можно посетовать на будущие трудности и не проводить чемпионат, а можно всё-таки постараться и что-нибудь придумать: привлечь дополнительный транспорт из ближайших городов, ограничить движение частных автомобилей во время проведения соревнований.
Ведь если мы посмотрим, что даст Иркутску чемпионат в экономическом плане, увидим, что события такого масштаба дают небывалый приток туристов и, как следствие, деньги, которые «осядут» в городе. Кстати, в 2012 году в Иркутск приехала 241 тысяча туристов, в этом году - уже 250 тысяч. Рост потока - это увеличение экономики, в первую очередь.
А, если отвлечься от денег, посмотрите: эстафета олимпийского огня, к которой некоторые были настроены критически, проходила в Иркутской области всего два дня, но воспоминаний и эмоций теперь хватит на годы вперёд. Уверен, с чемпионатом будет так же.