Примерное время чтения: 4 минуты
839

Каждой пятеркой – по фашисту. История сельской учительницы в военные годы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. «АиФ в Восточной Сибири» 20/05/2020 Сюжет Наша Победа
Мария Прокопьевна и Константин Холхоевич познакомились уже после войны.
Мария Прокопьевна и Константин Холхоевич познакомились уже после войны. / Татьяна Петрунина / Из личного архива

В годы войны школы ни на день не прекращали свою работу. А учиться ребятам приходилось в тяжёлых условиях: часто занимались в три смены, не хватало бумаги, топлива, зимой в классах было так холодно, что порой замерзали чернила, занимались в пальто и валенках при свете керосиновой лампы. Но даже в такой обстановке педагоги мотивировали детей учиться, помогали обрести веру в то, что победа будет за нами.

Очередное письмо для акции «Наша Победа» – о сельском учителе, трудившемся в тылу.

Тетради и чернила своими руками

«Я хочу рассказать о своей бабушке Хамисовой Марии Прокопьевне, которая всю войну проработала учителем в маленькой деревушке на берегу Байкала. В те тяжёлые годы ей приходилось не только учить детей считать, читать и писать, но и важным жизненным ценностям: быть людьми, уважать старших, заботиться о слабых и не забывать о стариках. Мария Прокопьевна родилась 11 мая 1924 года в улусе Куяда Ольхонского района. Ныне это село называется Малая Бугульдейка. После окончания Еланцынской неполной средней школы бабушка поступила в Иркутское педагогическое училище №1. По направлению РайНО приехала работать в Бугульдейку учителем начальных классов.

Бабушка вспоминала, что в военные годы не было самого необходимого для учёбы: ни тетрадей, ни ручек, ни карандашей. Молодой педагог ломала голову, как снабдить детей канцелярией, как организовать учебный процесс, чтобы ребята не отставали от программы. Помогала смекалка и находчивость. Мария Прокопьевна доставала широкоформатные листы бумаги, и с ребятами постарше они сшивали тетради. Затем разлиновывали их в линейку и в клетку. Сажу использовали для изготовления чернил. Вот так и учились.

Бывало, детям не в чем было ходить в школу, тогда бабушка посещала таких учеников на дому. Для неё было очень важно, чтобы дети не пропускали занятия и не отставали от программы. Повзрослев, ученики вспоминали Марию Прокопьевну с большим уважением и любовью.

«Сейчас тяжёлое время. Слабых нельзя обижать, бедным нужно помогать. Война закончится – заживём. Ваша главная задача - учиться хорошо. Каждой пятеркой – по фашисту!» – так мотивировала ребят молодая учительница. Школьники ответственно относились к наставлениям педагога и отвечали высокой успеваемостью. Многие ученики Марии Прокопьевны стали достойными людьми, получили высшее образование, добились профессиональных и личных успехов.

Не жалея керосина

К сельскому педагогу часто обращались за советом, а также с просьбами написать письма на фронт отцам и сыновьям. Тогда не каждый крестьянин умел писать и читать. Бабушка старалась откликнуться на все просьбы, потому что понимала, как дороги для бойцов весточки от родных. По вечерам, даже несмотря на то, что керосин был дефицитом и тратить его было нежелательно, она садилась и писала письма, рассказывала о буднях улуса: у кого корова отелилась, кто сколько рыбы поймал, кто косулю добыл на охоте.

Мария Прокопьевна была награждена орденом «Мать-героиня», медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». После войны, в 1947 году, бабушка встретила своего будущего супруга Буртушкина Константина Холхоевича. Он вернулся с фронта, отслужив в 178-м миномётном полку.

Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За Победу над Японией». Педагогическую династию в нашей семье продолжили две дочери Марии Прокопьевны, а также внучка и правнучка».

Татьяна Петрунина, Иркутск

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах