Примерное время чтения: 8 минут
419

Очередной удар по карману: с 1 июля вновь повысятся тарифы на коммуналку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. «АиФ в Восточной Сибири» 13/06/2013

Иркутск, 17 мая – АиФ-ВС. Сколько, за что и почему придётся платить, а главное – куда пойдут дополнительно собранные деньги, рассказали на круглом столе в пресс-центре «АиФ в ВС» ресурсоснабжающие организации и управляющие компании.

Коллаж Веры НИКОЛЬСКОЙ

По словам директора «Иркутской городской теплосбытовой компании» Тамары ВИНАРСКОЙ, тариф на тепловую энергию в областном центре увеличится на 6,5% – если сейчас одна гикокалория стоит 929 руб. 47 коп., то будет 989 руб. 65 коп., с учётом НДС – 1001 рубль. Горячая вода подорожает аж на 15,8%, поскольку её стоимость не повышали последние два года, холодная – на 9,59%. Меньше всего «прибавит в весе» тариф на водоотведение – он вырастет на 1,73%.

Увидев такие цифры, многие наверняка удивятся: «Как же так? Путин запретил повышать тарифы более чем на 6%». Объяснение простое: 6% – это как средняя температура по больнице или как средняя зарплата по стране: у одних она 120 тысяч рублей, у других 30, у третьих – 10, но в итоге в среднем получается 25 тысяч.

За порог – ни-ни

Чиновники и поставщики услуг в голос заверяют: порог в 6% не перешагнут, необоснованного повышения цен не допустят. Тем временем собственники уже готовятся к шокирующим суммам в квитанциях, а управляющие компании – к шквалу обращений и жалоб от жильцов.

– Несмотря на то, что управляющие организации не имеют никакого отношения к росту коммунальных тарифов – их устанавливают и утверждают государственные органы регулирования, весь поток недовольства и негатива выльется в первую очередь на них, – говорит эксперт по экономическим вопросам СРО «Содружество ЖКХ» Олег УСТЬЯНЦЕВ. Директор иркутской управляющей компании «Альтернатива» Анатолий ХЛЕБНИКОВ поддерживает коллегу:

– Люди привыкли к повышению с 1 января, поэтому сейчас пойдёт вал вопросов: почему с 1 июля? Не избежать и жалоб, причём не по причине наших ошибок. Законодатель так усложнил платёжный документ, что в нём трудно разобраться даже профессионалам. Собственники теряются в массе строк, таблиц и показаний. В итоге – просто отказываются платить. Это тут же сказывается на собираемости. Иногда мы тратим не один час, чтобы разложить жильцам всё по полочкам.

Вести разъяснительную работу приходится и специалистам платёжных систем.

– Сегодня каждая управляющая компания начисляет платежи по-своему. У одних – развёрнутая квитанция, у других сокращённая, одни работают по системе расщепления платежей, кода средства от населения напрямую поступают на счета поставщиков ресурсов, другие аккумулируют сборы у себя. И везде свои тонкости, – подчёркивает директор «Системы «Город» Алексей КОХО. – Думаю, в августе, когда люди получат первые платёжки с подросшими цифрами, вопросов у собственников прибавится.

Всепожирающая инфляция

Давая в начале года поручение регионам, президент подчеркнул: «Люди должны знать, за что они платят больше, и видеть, что после повышения тарифов качество коммунальных услуг улучшилось». Улучшится ли оно на самом деле? Куда пойдут увеличенные сборы – на замену тепловых и водопроводных сетей, покупку нового оборудования или установку счётчиков? По словам представителей ресурсоснабжающих организаций, всю прибыль «съест» инфляция.

– Сравните: официальная инфляция составляет 8%, а повышение тарифов – всего 6. Вместе со сборами обязательно вырастут налоги, цены на топливо, оборудование, – поясняет директор МУП «Водоканал» города Иркутска Сергей ВИНАРСКИЙ. – В год мы тратим на налоги 515 млн рублей, на заработную плату сотрудникам – 430 млн (эта цифра не меняется уже 4 года), на ремонт сетей – 300 млн. Средства на модернизацию приходится изыскивать за счёт внутренней оптимизации – сокращаем штат, продаём технику. Но так долго продолжаться не может. Рано или поздно нарыв лопнет. Чтобы сдержать тариф, нужно снижать налоги для поставщиков коммунальных услуг. Например, на мой взгляд, настоящий абсурд – платить 70 млн в год налог на имущество.

В этом году иркутский «Водоканал» принял на баланс порядка 100 км бесхозных сетей в «убитом» состоянии. Пока они были ничейными, налогом не облагались, как только обрели хозяина – налоговики сразу выставили предприятию счёт – более 3 млн рублей.

Решить проблему, считает Сергей Винарский, может региональный закон, отменяющий налог на имущество. Куда пойдут высвободившиеся средств, по его мнению, легко отследить, обязав ресурсоснабжающие организации тратить деньги только на реконструкцию и ремонт сетей.

Инвесторы не придут

– Помимо инфляционных процессов, на прибыли сказывается и снижение объёмов реализации холодной воды, – рассказала начальник планово-экономического отдела МУП «Ангарский Водоканал» Елена ЦЫГАНКОВА. – Стали потреблять меньше воды и промышленные предприятия города, и население: установив водосчётчики, люди бережливее относятся к ресурсам. При этом протяжённость сетей не меняется. Неважно, сколько объёмов воды мы реализовали, затраты на содержание и обслуживание коммуникаций остаются постоянными.

Все эксперты сошлись во мнении: вывести сферу ЖКХ из кризиса может только государство. Привлечение частных инвестиций в «коммуналку» на данном этапе невозможно.

– Любой инвестор хочет не просто вложить свои деньги, а заработать на них, – уверен начальник отдела по работе с жилищным фондом ОАО «Иркутскэнерго» Константин МАРКЕЛОВ. – Сначала нужно привести систему в порядок, чтобы она могла эффективно работать. Сделать это за счёт жителей не получится. Сегодня тарифы – это разновидность социального налога, которая привязана не к экономике, состоянию дома и сетей, а к доходам населения. Поэтому на первом этапе нужна государственная поддержка.

Плати за потреблённое

Как же добиться снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, всё больше и больше похожих на непосильный оброк? Устанавливать приборы учёта – как общедомовые, так и индивидуальные. Платить по нормативам сегодня крайне невыгодно.

– Потреблять нужно ровно столько, сколько тебе надо, а не столько, сколько кто-то назначил, – призывает Сергей Винарский. – Представьте себе, что вы приходите на рынок и говорите: «Мне доктор прописал съедать в месяц два килограмма мяса. Вот от сих до сих отрежьте, взвешивать не надо». С нормативами то же самое. Кто-то кому-то сказал, что он должен израсходовать 100 литров воды в день. Нужно поставить приборы учёта и платить ровно за потреблённое. Тогда тема нормативов вообще исчезнет. Хочешь – лей воду ручьём, спи с открытыми форточками, только плати за это.

Отслеживать показания общедомовых приборов легко. Достаточно одному жильцу (обычно это старший по дому) завести личный онлайн-кабинет (услуга стоит 300 рублей) – и хоть каждую минуту можно контролировать количество потреблённых ресурсов. Вероятность ошибки равна нулю, потому что на большинстве домов показания снимаются автоматически, что исключает человеческий фактор. Теперь, если у кого-то и возникнет желание завысить показания счётчиков, он этого сделать не сможет. Данные передаются в управляющую компанию через модем и автоматически встают в программу для начисления платежей.

Однако пока процесс установки приборов учёта идёт в регионе не очень активно. Поскольку дело это не дешёвое: например, на один общедомовой счётчик каждой квартире нужно скинуться по 7-10 тысяч рублей. Очевидно, что не все жильцы, особенно на периферии, могут себе позволить такую роскошь, даже притом, что эти расходы окупаются в течение двух-трёх лет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах