Примерное время чтения: 7 минут
120

«Миры» не должны простаивать!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. «АиФ - В Восточной Сибири» 21/07/2010

Он всегда смущается, когда люди просят разрешения сфотографироваться рядом с ним, а на недавней пресс-конференции каждый раз вставал, чтобы ответить на вопросы журналистов. Работники лаборатории «Миров» рассказывали историю о том, как в первые годы работы глубоководных аппаратов пилот Евгений Черняев подручными инструментами сумел отремонтировать вышедший из строя аккумулятор. Не спасти прибор для него тогда означало вместе с судном остаться на морском дне…

Сейчас Евгений Черняев погружается на дно Байкала. Поговорить с ним нам удалось в первые дни третьей экспедиции «Миров».

- Евгений Сергеевич, как давно длится ваше «знакомство» с Байкалом?

- С 1977 года. Тогда на озере начали первые погружения глубоководные аппараты «Пайсис», и я впервые увидел озеро через иллюминатор. И сейчас, когда я возвращаюсь в эти места, возникают особые чувства. На Байкале попадаешь в сказку. Морские глубины однообразны, один и тот же пейзаж может растянуться на десятки километров. На дне Байкала же каждый километр не похож на другой, порой трудно даже предположить, какой вид откроется через минуту. До сих пор не перестаю удивляться, каким разным может быть озеро.

- Какова научная ценность экспедиции «Миров»? Были сделаны важные открытия?

- Год назад во время погружения мы обнаружили в Байкале запасы газогидратов (соединения воды и газа, названные учёными «топливом XXI века». - Прим. ред.). До этого на байкальском дне уже были обнаружены вкрапления этого вещества, а здесь - целые холмы. Причём находка была сделана случайно: во время съёмок животного мира озера мы обнаружили на дне белые нити, похожие на вкрапления мрамора. В мировых масштабах это не самое крупное месторождение, тем не менее, на байкальском дне газогидраты в таком количестве были обнаружены впервые.

Главная загадка - самоочищение озера

- После двух сезонов погружений «Миров» на Байкале есть ли смысл в дальнейших исследованиях?

- Есть. С одной стороны, загадок Байкала хватит ещё нашим потомкам. До сих пор, например, неизвестно, каким образом озеро способно самоочищаться, когда на его поверх­ность со дна выходит нефть. С другой стороны, экспедиция очень необходима и самим «Мирам», и людям, которые на них работают. Аппаратам так же вредно пылиться в ангарах, как обычному автомобилю в гараже: от простоя механизмы могут выйти из строя. К сожалению, в последние годы стало меньше экспедиций, которые финансирует государство. Сейчас радуемся, что появился коммерческий проект, который даёт нам возможность использовать аппараты по назначению и приносить пользу науке.

- А в районе Байкальского целлюлозно-бумажного комбината вам уже доводилось погружаться?

- Да, ещё во время прошлой экспедиции. Когда мы приблизились к тому месту, где в озеро попадают стоки, подумали, что в окрестностях произошла техногенная авария, такой запах стоял рядом с комбинатом.

Тогда мы специально прошли под водой вдоль двух желобов, один из которых был действующим, другой давно не использовался. На борту нашего аппарата стоит датчик солёности, и в районе работавшей трубы на глубине 300-

700 метров мы обнаружили толщу солёной воды. Этот факт нас встревожил, и ещё тогда мы пытались обратить на него внимание. Возможно, удастся сейчас (12 ию­ля в районе комбината были взяты пробы. - Прим. ред.).

На Байкале попадаешь в сказку.

- Сколько времени вам приходилось проводить внутри аппарата?

- Сами «Миры» сконструированы так, что в них можно провести почти четверо суток. Но есть предел человеческим возможностям: находиться 15-18 часов внутри судна диаметром 2,1 м нормальному человеку уже сложно (во время погружения аппарата пилот вынужден сидеть не на сиденье, а практически на коленях. - Прим. ред.). Многое зависит от цели погружения, запланированной глубины. Скажем, Владимир Путин внутри глубоководного аппарата провёл около четырёх часов. Во время экспедиции в среднем мы будем работать под водой по 10-18 часов. А моё самое длительное погружение было совершено в районе Бермудских островов и продлилось сутки.

Работа героя

- При каких обстоятельствах вы получили звание Героя России?

- Три года назад, как раз перед началом байкальских экспедиций, наши экипажи погрузились под лёд и достигли Северного полюса. Сейчас в самой северной точке мира на дне океана закреплены вым­пел и российский флаг. Океан был покрыт льдом толщиной в

2,5 метра - это сравнимо с размерами нашего аппарата. Для «Миров» специально прорезали полынью 25 на 50 метров. Полынья не стояла на месте: льды дрейфовали. И в это-то отверстие нужно было попасть, возвращаясь с четырёхкилометровой глубины. В условиях полюса ни обычный компас, ни гирокомпас не работают, ориентироваться относительно дна тоже невозможно. Поверхности не видно, так же как тем, кто наверху, не видно нас. Стоять нельзя - остановится двигатель. Мы дошли до условленной точки и вернулись. Звезду Героя тогда получил и руководитель экспедиции Артур Чилингаров и пилот первого аппарата Анатолий Сагалевич.

- А орден Мужества?

- За «Комсомолец». Когда подводная лодка затонула, мы участвовали в её обследовании. «Миры» - исследовательские, а не спасательные аппараты. Нашей задачей было увидеть то, что трудно разглядеть без специального оборудования и определить причину катастрофы.

- В научной программе экспедиции на этот раз наряду с исследованием фауны и поиском артефактов названо целью проведение исследований «по программе, созвучной проблемам природных катаклизмов и техногенных аварий». Что это означает?

- Не пугайтесь, это не будет какими-то учениями, имитацией катастрофы на Байкале. Скорее, изучением сейсмической активности на дне озера,  последствий давних землетрясений, оставивших след на дне Байкала.

Кстати

В первых числах августа ожидается приезд на Байкал знаменитого режиссёра, создателя фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона. Целей своего визита он пока не раскрывает: возможно, это будет просто экскурсионное погружение,

возможно - обдумывание идеи новой картины. Ранее с участием «Миров» именитым режиссёром был снят не только «Титаник», но и ряд документальных кинолент.

Комментарий

Будут ли гидронавты искать золото Колчака на дне Байкала?

Заведующий отделом технического обеспечения «Миров» Вячеслав Кушников:

Действительно, одно из прошлогодних погружений ставило целью исследовать ту часть озера, где предположительно могло оказаться легендарное золото. В этом году также запланировано попытаться обнаружить на дне озера этот артефакт. Но стоит понимать, что шансы сделать подобную находку ничтожно малы. Даже если допустить, что золото действительно находится на дне, если не сохранился вагон, спустя столько десятилетий обнаружить драгоценный металл на дне практически невозможно.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах