Как отмечают эксперты, за первые шесть месяцев 2011-го объёмы продаж автомобилей в России выросли в полтора раза на фоне того же отрезка в прошлом году. И это несмотря на то, что цены на «железных коней» меньше не стали.
Иркутский рынок в целом повторяет общероссийские тенденции, но, как обычно, со своей спецификой.
Народные марки
Так, если по результатам продаж среди иностранных брендов Toyota у нас по-прежнему на первом месте «с запасом», то по России в целом он не входит и в тройку. Есть и другие особенности в развитии регионального спроса-предложения, которые мало кто мог предвидеть. Например, марка Nissan показала резкий прогресс и вырвалась на второе место, потеснив, казалось бы, незыблемый Ford. Однако на третье место теперь ещё серьёзно претендуют Hyundai, Mitsubishi и Peugeot, которым в первом полугодии удалось обойти Renault. Интрига за призовые места будет сохраняться до конца года!
Что касается иркутского феномена Nissan, то здесь налицо комплексный подход: открытие нового крупного автоцентра, хороший наличный выбор автомобилей, в том числе благодаря размещению производства в РФ, и регулярно обновляемый модельный ряд с широкой «зоной покрытия» - от разных легковушек до премиум-кроссоверов.
К слову, модельные ряды пересматриваются у многих автокомпаний, меняется их «лицо» и рыночное позиционирование, хотя всё ретушируется двумя красками: это или малобюджетная модель, или непременно SUV.
Вообще, в данное время на волне подъёма рынка новых автомобилей в Иркутске происходят заметные изменения дилерской инфраструктуры, выраженные в расширении брендовых представительств и открытии новых современных автоцентров. Отмалчивавшаяся долгое время Kia в один год заявилась сразу двумя дилерами: один открылся весной, другой открывается осенью, причём всё совпало с появлением новых привлекательных моделей. Осенью наконец-то открылся новый автоцентр Volkswagen, о котором давно мечтали покупатели и сами сотрудники фирмы, до того вынужденные ютиться во временных помещениях.
Дилеры тоже бывают «серыми»
Однако, у «легальных» дилеров остаются уязвимые места. Одно из них - недостаток самих автомобилей. По разным причинам. Например, базовые версии массовых моделей не интересно продавать ни самим автопроизводителям, ни их дилерам - «навар» мизерный. Для «затравки» борьбы на рынке их громко повсюду заявляют, но в реальности производят «для галочки», в минимальных количествах (вряд ли более 5% от общего числа), отчего и очереди на такие версии самые большие. При этом маркетинг работает изощрённо: базовые версии если и дорожают, то незначительно, сохраняя лицо марки невинным, в то время как популярные модификации и пакеты опций «отвязываются».
Поэтому ничего удивительного, что другим логическим явлением времени стало возвращение альтернативных предприятий по типу автофирм 90-х с выставочными площадками под открытым небом. То есть образование «серых дилеров», торгующих не в таких цивилизованных условиях, как «официалы», зато с демократичным ассортиментом, в том числе моделями, не поставляемыми в РФ официально. Например, в Иркутске уже есть фирмы, специализирующиеся на продаже новых леворульных внедорожников Land Cruiser 70, выпускаемых в Японии небольшими тиражами для некоторых стран юго-востока.
Кстати
У многих сейчас вызывает удивление, что и в нашем регионе лидером продаж среди новых авто остаётся отечественный автопром, а конкретно - «АвтоВАЗ». Показатели действительно передовые, но с оговоркой, что речь идёт о продажах с учётом филиалов в северных территориях области. Там спрос на ВАЗы по-прежнему высок и вполне оправдан в связи с условиями их эксплуатации. Кроме того, свою лепту внесла программа по утилизации, с завершением которой в объёмах реализации ВАЗов ожидается спад. И уже вряд ли появление новой модели Lada Granta в конце этого года сможет восстановить баланс.